Logo Статьи о Рустама Абдуллаева
Книги Рустама Абдуллаева
Концерт для фортепяьно с оркестром
Бахор келди сени суроклаб...
Хиросимо фарёди
Фортепиано учун асарлар туплами
Шодлик кушиги
Рустам Абдуллаевнинг вокал лирикаси
Узбекистон кошонам менинг
Узбекистон кошонам менинг
Фортепианные концерты Рустама Абдуллаева
С.Гафурова. Фортепианные произведения Рустама Абдуллаева. 157-170 ст.

Награды
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан

Лауреат государственной премии

Профессор Государственной консерватории Узбекистана

Нагрудной знак "Академик"

ООН Юнеско Гражданин Земли

Аристократ Земли-XXI

Сертификат "Ассоциация Вьетнамских музыкантов"

Статьи о Рустама Абдуллаева
«Sevgi va sadoqat qo`shig`i».
Журнал "Guliston" 2016/1

Рустам Абдуллаев: «Каждый день открывает мне новые горизонты творчества».
Uzbekistan Today №2 11.2013г.

Новости
САДОКАТ» - это значит «ВЕРНОСТЬ»
НОВОСТИ УЗБЕКИСТАНА 30-01-2016, 15:03

Негасимый свет любви
№247/201524 декабря 2015

Первая премьера национальной оперы за 24 года
UzbekistanToday 22-12-2015

Кишнинг совугида бахор ифори
kultura.uz 22.12.2015 / 01:06:34

НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ. ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА КОМПОЗИТОРА РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА
kultura.uz 16.12.2015 / 00:51:08

В ГАБТе им.А.Навои 19 декбря 2015 года состоится премьера оперы Рустама Абдуллаева "Садокат" ("Верность"). К итогам пресс-конференции для журналистов
kultura.uz 17.12.2015 / 14:07:32

Узбекский композитор принял участие в Международном фестивале "Азия-Европа" во Вьетнаме
kultura.uz 26.11.2014г./16:55:29


САДОКАТ» - это значит «ВЕРНОСТЬ»
Опубликовано: 30-01-2016, 15:03

Один из ведущих композиторов нашей республики, заслуженный деятель искусств Узбекистана Рустам Абдуллаев хорошо известен как автор произведений в самых различных жанрах. Каждая его новая работа всегда ожидается с неподдельным интересом, который, как правило, вызывает настоящий и ищущий художник.

Вот и на сей раз, композитор представил на суд публики свою новую оперу «Садокат» (в переводе на русский язык - «Верность»), посвященную 100-летию со дня рождения поэтессы Зульфии. Ее премьера состоялась в конце ушедшего года на сцене Большого театра имени Навои. Эта постановка национальной оперы на современную тему явилась масштабным событием в культурной жизни нашего города. Замечательная музыка, яркий спектакль, прекрасное пение, молодость и красота, царившее в тот вечер на сцене, нашли живой отклик в сердцах слушателей. Поэтому не случайно, а закономерно прошли под бурные аплодисменты публики как второй, так и третий премьерные показы «Садокат».

В центре этого оперного опуса история большой любви и преданности двух великих поэтов, ставших уже классиками узбекской литературы – Зульфии и Хамида Алимджана. Здесь нет конфликтов, интриг и противоборств. Лейтмотивом оперы стало безграничное светлое чувство и преданность друг к другу ее главных героев, глубоко запавших в душу не только автора, но и режиссёра-постановщика народного артиста Узбекистана и Азербайджана Ф.Сафарова. Либретто оперы написано поэтом А.Матчаном. Однако оно требовало определенной корректуры, поэтому неравнодушный Сафаров энергично внедрился в творческий процесс «Садокат», проделав, несомненно, большую и кропотливую работу над ее текстом, таким образом, тонко передав дух трагической судьбы главных героев.

Напомню, что этот опус был написан Р.Абдуллаевым в далеком 1981 году. Это была его первая проба пера в оперном жанре. С тех прошло свыше тридцати лет. И за этот солидный срок композитор многое изменил в своем детище, создав, по сути, новый оперный спектакль, музыка которого чутко выражает душевные состояния персонажей, однако, никогда не впадая в излишний психологизм; несмотря на трагическую судьбу главных героев, она остается светлой и позитивной.

С первых же тактов музыка Абдуллаева приковывает к себе внимание, а затем слушатель ловит себя на мысли о том, что она захватывает его все больше и больше. И вскоре становится ясным – композитор одержал очередную творческую победу, победу принципиальную и нелегкую. В каждой странице своей партитуры Абдуллаев остается, прежде всего, современным художником, фантазия и мастерство которого подчинены одной цели – максимально глубокому раскрытию повествования любви Зульфии и Хамида Алимджана.

Можно было бы сказать и об интересных находках – открытиях композитора, которыми наполнена партитура новой оперы. Но сейчас хочется сделать акцент не на этом, а на том, что в результате большого творческого труда родился яркий и очень органичный спектакль. Так, острое ощущение атмосферы действия, великолепные музыкальные характеристики героев драмы, огромный эмоциональный накал музыки Абдуллаева явились благодатной основой в работе постановщиков. В первую очередь это режиссер Фирудин Саттарович Сафаров – мастер оперного искусства.

Если мысленно окинуть взглядом все сделанное Сафаровым, то станет ясно, какой титанический и подлинно подвижнический труд вложил этот художник в создание узбекского оперного театра. Именно ему (в тандеме с дирижером народной артисткой СССР (Узбекистана) Д.Абдурахмановой) принадлежат самые большие удачи ташкентского ГАБТа. Достаточно назвать такие его достижения, как «Петр Первый», «Огненный ангел», «Фауст», «Отелло», «Самсон и Далила», «Пиковая дама», «Буран» и многие другие. Глубочайшее проникновение в музыку – вот ключ, которым Сафаров открывает любой «замок» той или иной партитуры. Он везде и во всем исходит из музыки, и, кажется, что иначе поставить спектакль было невозможно, а главное – не нужно.

Однако вернусь к недавней премьере. Значительное место в «Садокат» занимают жанровые сцены, изображение народных обычаев, любовно воспроизведенных автором оперы. И в этом проявилась ее национальная характерность. Обаятельный мелодизм оперы наполнен дыханием узбекской народной музыки. Он проявляется как в цитировании подлинных народных мелодий, так и в глубоком проникновении в их национальный дух. Внимательный слушатель найдет в ней не только прекрасные мелодии.

Он почувствует красоту, и оригинальность весеннего праздника Навруз, и аромат узбекского сада, куда прибегает, охваченная глубоким чувством к Хамиду, взволнованная Зульфия, и неожиданно возникшую мушоиру (состязание поэтов), радующей всех присутствующих в доме, соединивших свои судьбы, супругов, и суровому реквиему (4-я картина). С глубокими, драматичными характеристиками героев, с эмоциональным воплощением их чувств и переживаний сочетаются сочные, яркие картины народной жизни. Потому так ярко национальны и сцена праздника, и трагический монолог Зульфии, в котором слышны отголоски похоронных песен-плачей.

Спектакль радует высокой театральной и музыкальной культурой. Его постановщик Ф.Сафаров хорошо почувствовал эмоциональный строй оперы Р.Абдуллаева. Оттого так благородны и сдержанны образы главных героев, оттого при всей подвижности и красочности массовых сцен, богатых режиссерской выдумкой, в них постоянно ощущается графически четкая композиция.

Просты и поэтически одухотворены, как сама музыка оперы, так и декорации главного художника, заслуженного работника культуры Узбекистана З.Батырова. Хорошо продуманы и выполнены Л.Палвановой костюмы спектакля.

Коллектив театра, готовя постановку, проделал огромную и тщательную работу. Она заметна, прежде всего, в отчетливом исполнении вокальных партий, подчас прихотливых интонационно и ладово, гибко откликающихся на малейшие чувства героев. В этом отношении солисты театра, его главный дирижер, заслуженный деятель Узбекистана Ф.Якубджанов и концертмейстеры Н.Давлятова и Н.Алимова добились немалых успехов. Вокальный уровень всего спектакля заслуживает хорошей оценки. Отмечу здесь выразительное исполнение партии народного сказителя бахши (Н.Мухамедов) и четырех учениц Зульфии (лауреаты Международного конкурса Л.Абиева и А.Мухамедова, а также Ш.Ибрагимова и Г.Нурметова).

Вдохновенно и достаточно чисто в интонационном отношении работает хор (главный хормейстер народный артист Узбекистана С.Шадманов, хормейстер Н.Куприянова). С увлечением поет он в сцене праздника Навруз, мягко, с большой задушевностью звучит во второй картине и глубоко волнует драматизмом большой трагической сцены в 4-й картине.

Замечательно поставлены в опере хореографические номера народным артистом Узбекистана К.Муминовым: колоритный танец «Маскарабозов» и стремительный зажигательный финальный танцевальный номер.

Глубоко проникся красотой прозрачной, колоритной партитуры «Садокат» дирижер Ф.Якубджанов, уверенно ведущий спектакль. Оркестр под его управлением успешно справляется с трудностями оперной партитуры.

Р.Абдуллаев свободно владеет искусством музыкальной характеристики, и созданные им образы-портреты действующих лиц отличаются большой выразительностью. Автор этих строк побывала на двух премьерных спектаклях оперы с двумя составами исполнителей главных партий. На первом их исполнили лауреаты Международных конкурсов М.Норматова и Р.Алимарданов, которые нашли свои сценически отточенные рисунки Зульфии и Хамида. Созданный Норматовой образ органично слился с музыкой Абдуллаева. Ее Зульфия привлекла искренностью и сердечностью исполнения. Запоминающийся образ Хамида получился и у Р.Алимарданова, правдиво передавшего различные эмоциональные состояния своего героя.

Очень хороша Зульфия в исполнении лауреата Государственной премии Нихол и Международного конкурса Б.Исматуллаевой. Сценическое поведение молодой артистки продуманно. С самого первого появления на сцене она – спокойна, но вместе с тем сердечна и нежна. Уверенно владея своим прекрасным и звучным сопрано, она поет гибко и мягко, выразительно и точно. Выразителен и созданный ею сценический образ известной узбекской поэтессы, который запомнится слушателям надолго. Трогательно передает певица сложную гамму настроений своей героини – трепетное волнение на первой встрече с Хамидом на праздновании Навруза, мечты о счастье с возлюбленным в сцене в саду, оцепенение и отчаяние после сообщения о начале войны. А далее мучительное горе после известия о гибели любимого мужа, когда героиня Исматуллаевой выходит на сцену из зала под реквием, исполняемый хором.

Очень впечатляюще смотрится одинокая фигурка Зульфии на фоне двух контрастных цветов – красного и черного. Эта мощная, драматическая сцена трогает до слез, вызывая у зрителей чувство глубокого сопереживания молодой вдове, потерявшей горячо любимого мужа и оставшейся с двумя маленькими детьми на руках. А в финале у нее появляется радостная надежда на светлое будущее. Все это нашло исключительно точное выражение в вокальной партии главной героини.

Уверенно поет молодой артист лауреат Международного конкурса Д.Рахмонов партию Хамида Алимджана, верно раскрывая ее эмоционально-лирическое содержание. Созданный им образ молодого поэта, отличается душевным благородством, юношеской порывистостью. Рисунок его роли предельно прост и лаконичен, в нем нет ничего лишнего, рассчитанного на эффект. Но из внешнего спокойствия артиста, из медлительности его жестов, из скупости его мимики вырастает естественность и жизненная правдивость образа. Певец, обладая мягким по тембру тенором, проникновенно исполняет свою партию.

Лирические сцены Исматуллаевой и Рахмонова – одни из лучших в опере. Они оставляют сильное впечатление своей чистотой и искренностью. В них все возвышенно и поэтично: и музыка, и пение, и исполнение.

Выразительно играют и уверенно владеют вокальным мастерством солисты театра, лауреаты международных конкурсов Р.Мирзакамалов, создавший образ поэта и публициста Г.Гуляма и Д.Идрисов, выступивший в роли писателя Айбека. С первого появления на сцене они становятся немаловажным центром действия.

Опера «Садокат» - одно из наиболее романтичных и лирически взволнованных произведений Р.Абдуллаева. Правдивость и глубокая человечность, с какой артисты ташкентского театра раскрывают образы героев оперы, глубокое проникновение режиссера-постановщика в идейное содержание оперы свидетельствуют об очередном творческом успехе коллектива. Это серьезная и содержательная работа. Она смотрится с интересом, увлекая, волнуя, а главное, убедительно воплощает основную идею оперы: побеждающую любовь, благородство сердца, беззаветное служение народу и Родине. Хочется верить, что жизнь «Садокат» только началась. Залогом этого стал горячий ее прием зрителем. Можно поздравить коллектив театра и автора оперного опуса с творческой удачей.
Инесса Гульзарова, музыковед.

Главная | Биография | Фотоальбом | Произведения | Публикации | О концертах | Литературы
© 2011 С.Ж.Жуманиёзов